Семейный бюджет – дело тонкое и многогранное.

Начнем с того, что условно выделим три способа ведения семейного бюджета:

  • совместный семейный бюджет;
  • раздельный семейный бюджет;
  • смешанный семейный бюджет. 
Плюсы и минусы каждого способа можно рассматривать в отдельной статье, мы ограничимся кратким обзором. Итак, семейный совместный бюджет предполагает, что ВСЕ средства аккумулируются в едином месте и учитываются в единой системе. Думается, что в современном мире средней и ниже среднего обеспеченности семей – это приоритетный вариант.

Раздельный семейный бюджет более характерен для семей с приличным достатком, при этом и муж, и жена зарабатывают если не одинаково, то достаточно. Такая схема характерна для Европы. В ней оба супруга тратят деньги так, как они считают нужным, не советуясь друг с другом.

Смешанный семейный бюджет предполагает, что по договорённости между партнерами часть заработка (например, 50 %) складываются на общие траты, а остальная часть – тратится на собственные нужды. Такую форму бюджета чаще выбирают те пары, которые живут в гражданском браке.

Для этого вашему вниманию предлагаем несколько методов планирования семейного бюджета. Выбирайте по вкусу.

Первый – «Правило 4 конвертов». 

Первый этап – подсчитать все свои доходы: зарплату, стипендию, субсидии, дополнительный заработок. Второй этап – отложить 10% от этой суммы в накопления. Оформить их можно по-разному: открыть вклад в банке, положить в кубышку, заначку, копилку, под матрас, купить ценные бумаги (будьте осторожнее), отдать под проценты (шучу). Третий этап – на нём вычтите все обязательные платежи: квартплата, телефон, кредит, садик, кружки и секции и т.д. На завершающем четвертом этапе разделите оставшуюся сумму на четыре части (конверта) и каждую часть теперь тратьте в течение недели. Бывалые советуют на самом деле разложить деньги в четыре конверта и забыть о них, пока не придёт время их потратить. Очень важно не «залезать» в следующий конверт, пока не наступила новая неделя. 

Два нюанса: что делать, если свалились на голову неожиданные траты (например, свадьба или день юбилей) или наоборот – остались деньги после завершения недели? Для первого случая возможно воспользоваться тем, что вы отложили на втором этапе, а именно – залезть в кубышку. Во втором – пополнить копилочку. Хотя, каждый примет решение на своё усмотрение и, возможно, или постарается не тратить деньги вообще (если получится; это в первом случае), или потратит оставшиеся от недели деньги на развлечения… Что тоже имеет смысл, ведь копить только для того, чтобы копить – скучно.

Второй – «Метод шести кувшинов».

Этот метод предполагает несколько иное распределение «по кучкам». Но он так же эффективно способен упростить процесс планирования трат семейного бюджета.

Итак, в КУВШИН №1 складываем 55% от дохода – «на самое необходимое». Это ежемесячные платежи и траты: услуги ЖКХ, кредиты, детский сад, фитнес, проезд, покупка продуктов питания, бытовая химия, средства гигиены. 

В КУВШИНЕ №2 лежат деньги на развлечения. Это 10%. Это на билеты в кино, театр, цирк; на мороженое и аттракционы в парке, книга, диск, игра, аквапарк или спа – на все то, что поможет сам восстановить ваши силы и настроение.
10% на сбережения – КУВШИН №3. Почти все финансовые гении (и не очень) говорят о том, что необходимо ежемесячно откладывать 10% от заработка для накопления. И не важно, 15 тысяч ты зарабатываешь или 150.

КУВШИН №4 собирает средства на образование и учебу – на развитие. Это тоже 10%. Причем образование не только ваших детей, но и развитие вас самих.
Личный резервный фонд, тоже 10%. КУВШИН №5 (личный резервный фонд) предполагает накопления на крупные траты (мебель, машину, дорогую бытовую технику или даже жилье).

В КУВШИНЕ №6 собираем средства на подарки и презенты. Это 5%. И хотя траты из него могут быть не ежемесячными, но вечный запас на данные нужды у вас всегда будет.

Идём по нарастающей - «7 конвертов семейного бюджета»

Итак, конверт №1 «Инвестиции» - 10% от общей суммы и это неприкосновенный запас. Но не просто откладываете «под матрас», а делаете разумные вложения: вклады, покупка валюты.

Конверт №2 «Жильё» - 20%. Это расходы на жильё: квартплата, газ, электроэнергия, ремонт и т.д.

Конверт №3 «Хозяйственные расходы» - 35%. Это продукты питания средства первой необходимости: мыло, туалетная бумага, зубная паста, моющие и чистящие средства.

Конверт №4 «Дополнительные траты» - 10%. а) резерв для конверта №3 и б) накопления для обновления гардероба.

Конверт №5 «Отпуск» - 5%. Копим на отдых для восстановления сил.

Конверт №6 «Дети» - на развитие, здоровье, обучение, развлечение ваших детей 15%.

Конверт №7 «Дорогостоящие покупки» - 5% ежесемячных накоплений – и ваша мечта осуществится, если она имеет цену;)

Итак, чем же может помочь программа «Домашний бюджет»?

Во-первых, суммирует все доходы-расходы в так называемых кошельках на вкладке «Кошельки / счета»:



Во-вторых, дает возможность учета всех расходов на вкладке «Финансовые операции» - «Расходы»: 



В-третьих, если вы захотите использовать любой из обозначенных методов, вы просто можете занести эти кувшины / конверты на вкладке категории операций. Например, расходы в методе «7 конвертов семейного бюджета» могут выглядеть следующим образом:



Таким образом можно продумать и организовать все этапы бюджета через программу «Домашний бюджет», минимизировав усилия по фиксации затрат.
Успехов вам на пути эффективной семейной экономики!